Татьяна Петровна ТКАЧЕНКО, врач высшей категории, кандидат медицинских наук и заведующая отделением Минусинской межрайонной больницы, неожиданно для себя обнаружила талант к живописи.
Это открытие не просто преобразило её будни, но и добавило в жизнь новое измерение, раскрывая глубины её творческой натуры.
Начало нового пути
Всё началось, как рассказывает Татьяна, случайно: «Я купила краски и просто решила попробовать, и оказалось, что это увлекло меня настолько, что не могла остановиться».
С этого дня живопись стала неотъемлемой частью жизни Татьяны. Без профессионального художественного образования она освоила живопись маслом с помощью онлайн-курсов и обучающих видео. Постепенно её картины начали приобретать всё большее техническое совершенство и эмоциональную глубину.
Учителя и поддержка
Одним из важнейших этапов её развития как живописца стал контакт с Виктором Меркушевым , художником из Санкт-Петербурга, который помог Татьяне улучшить технику и направил её к изучению графики. «Виктор помог мне понять те самые основы живописи, которые преподают в вузах. Мы общались дистанционно, он давал советы, подсказывал, на что обратить внимание. Это невероятно вдохновляющий опыт» , — говорит Татьяна.
Она признаёт, что этот союз творчества и знаний оказался для неё настоящей школой: от ранних, почти интуитивных работ до сложных композиций и экспрессивных произведений, наполненных деталями и символикой.
Мольберты от программистаТворческие порывы начинающей художницы нашли поддержку и в стенах дома. Когда Татьяна только начинала рисовать, супруг предложил отдать одну из комнат — их спальню — под мастерскую. Этот уголок стал её личным творческим пространством, где она могла полностью сосредоточиться на картинах.
Несмотря на свою профессию программиста, Иван Геннадьевич с трепетом и заботой подошёл к потребностям жены-художницы. Узнав, как дорого стоят профессиональные мольберты, супруг взялся за дело сам. Он тщательно изучил детали изготовления через интернет и своими руками собрал для жены её первый полноценный мольберт, а потом еще и еще. Даже маленький мольберт для работы за столом сделал, ведь творчество не знает форматов — оно должно быть удобным в любом масштабе.
Но и на этом его помощь не закончилась: Татьяна Петровна призналась, что муж даже научился натягивать холсты, чтобы облегчить ей подготовку к работе.
Ошибки как новые возможностиКонечно, не обошлось и без ошибок. Но Татьяна Петровна считает их важной частью процесса обучения и творчества. В её подходе к живописи нет страха перед неудачами, напротив, она считает, что ошибки помогают двигаться вперёд. «Каждая ошибка — это урок, возможность увидеть, что можно улучшить» , — отмечает Татьяна Петровна. В работе с холстом бывало немало моментов, когда что-то шло не так, но это не останавливало её, а наоборот, мотивировало изучать новые техники. Она верит, что только через пробу и поиск можно достичь подлинного мастерства.
Многие из великих мастеров признавали, что именно благодаря своим «неудачам» достигали нового уровня в творчестве. К примеру, Леонардо да Винчи говорил, что «искусство никогда не бывает завершено, только заброшено». Даже его знаменитая «Мона Лиза» прошла через множество изменений, что доказывают современные исследования. Винсент Ван Гог также не был застрахован от ошибок: его эмоциональные и импульсивные мазки иногда приводили к тому, что картины не удавались, но именно через такие эксперименты он нашёл свой уникальный стиль. Эти примеры показывают, что ошибки — не поражение, а возможность для роста и развития, которая встречается даже на вершине искусства. « Каждый мазок, даже неудачный, — это часть большого пути» , — подчёркивает Татьяна Петровна. Вдохновляясь примерами таких мастеров, она считает, что через ошибки можно найти свой уникальный стиль и научиться лучше передавать эмоции на холсте.
Выставки и первое признаниеОдна из случайных встреч изменила отношение Татьяны к живописи как к хобби. Встреча с Тамарой Ощепковой , абаканской художницей и главой творческого объединения «Теплые краски», дала ей возможность впервые показать свои работы публике. «Я даже не думала, что мои картины могут быть выставлены. Но Тамара меня вдохновила и поддержала. Она буквально сказала: «Ты должна это сделать!». И вот мои работы появились в галерее «Чылтыс» на выставке «Теплые краски», — рассказывает Татьяна.
Татьяна Петровна — врач-офтальмолог, что требует от нее точности движений, концентрации и эмоциональной усто йчивости. И только беря в руки кисть, она расслабляется: «Когда рисую, я забываю о времени. Это способ побыть наедине с собой, выразить свои мысли, эмоции, чувства».
Татьяна говорит, что каждый мазок кисти даёт ей ощущение спокойствия и свободы. «Живопись — это возможность услышать себя и дать выход эмоциям, которые невозможно передать словами. Это почти медитация».
Учитывая свой напряжённый график в больнице, Татьяна не всегда может найти время для живописи, но каждый свободный вечер посвящает творчеству. Для неё это не только отдых, но и способ поддерживать баланс в жизни. И сейчас она не понаслышке знает, как важно давать себе возможность развиваться и следовать своим увлечениям, даже если они кажутся неожиданными или несвоевременными.
«Живопись для меня — это путь к себе. Врач — моя профессия, но художник — это то, кем я стала благодаря внутреннему стремлению. Каждый человек должен давать себе шанс реализоваться в разных сферах, не бояться пробовать новое» , — подытоживает художница.
Молитва кистьюРабота над картинами, изображающими церкви, стала важной частью творческого пути Татьяны Петровны. Одной из первых она написала маломинусинскую церковь Казанской иконы Божией Матери, и это не было случайным выбором. «Моей маме очень нравилось ездить туда на службы, и однажды я решила нарисовать эту церковь для неё. Картина сразу же получила положительные отклики, и я нарисовала ещё одну для коллеги, а затем — для подруги» , — рассказывает Татьяна Петровна.
Интересно, что сколько бы художница ни рисовала эту церковь, она никогда не повторялась, изображая ее с разных ракурсов: «Мне не интересно рисовать копии. Каждый раз я ищу новый угол, новый свет — так церковь обретает новые грани». В этих картинах она пыталась уловить тонкие оттенки света, падающего на купола, и игру теней, которые придают зданию особую торжественность, несмотря на ветхость. Да, она отразила церковь до ее реставрации — «со старой, голубой крышей, которая уже была не такой яркой» , но пообещала себе написать церковь и в обновлённом виде.
Особое значение для неё имеет Спасский собор. «Я написала его до ремонта, и сейчас, когда он изменился, мне кажется, что в той версии он был каким-то более «своим», родным, что ли», — размышляет Татьяна Петровна.
Ещё одной значимой работой стала картина, изображающая храм Вознесения. «Этот храм изменил свою архитектуру после революции, убрали башенки, которые были частью оригинального облика» , — рассказывает Татьяна Петровна. Благодаря помощи друзей и пациентов она успела запечатлеть на холсте храм до его реставрации. По ее словам, работать над ним было особенно сложно, так как архитектурные детали требовали точности, но при этом важно было передать не только форму, но и дух этого места: «Я писала его так, словно переносилась в другое время, представляя, как люди приходили сюда на молитву, как менялся храм на протяжении десятилетий».
Эти произведения стали для Татьяны не просто творческим проектом, а серьезным духовным испытанием. Этот процесс для неё — не столько набор техник, сколько способ выражения самых сокровенных эмоций. «Когда я пишу церкви, это будто молитва, — говорит она. – Я ощущаю их не как здания, а как нечто большее — место, где чувствуешь защиту и свет».
На данный момент Татьяна Петровна не планирует оставлять свою врачебную карьеру, но не собирается и останавливаться в творческом развитии. Она продолжает совершенствоваться, осваивает новые техники, пробует себя в разных жанрах. В самых смелых мечтах — персональная выставка в Абакане, которая, по словам художницы, станет для неё настоящим подарком самой себе.
В жизни всегда есть место для нового, и возраст, профессия или жизненные обстоятельства не могут стать преградой для самовыражения и творчества. Путь Татьяны Петровны — пример того, как можно открывать в себе новые грани, даже когда кажется, что всё давно определено.
Фото из личного архива Татьяны Ткаченко
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №38 (18.693) от 19.09.2024
Елена Вернер Заместитель главного редактора